Арт-терапия – это, как следует из названия, лечение искусством. В прямом смысле слова, конечно, оно не заменит медикаменты, рефлексотерапию, физические нагрузки, физиотерапию и другие методы лечения и реабилитации. Но стимуляция путем творчества позволяет достигнуть выздоровления у заболевших людей значительно быстрее. Использование метода в группах, где проводится обучение или психологическая реабилитация, закрепляет результат, полученный во время предшествующих курсов другого воздействия.
Важное отличие арт-терапии от, скажем, обучения рисовать в художественной школе, состоит в том, что пациенту не говоря, как именно и что нужно нарисовать. Он придумывает самостоятельно. И, как правило, на бумагу ложатся сдержанные эмоции, которые сковывают психику человека
Как и когда возникла арт-терапия
Первое упоминание о таким виде психотерапевтического воздействия относится к 1930-м годам. Их использовали для развлечения больных в туберкулезных санаториях. Пациентам были не показаны физические нагрузки, контакт с другими людьми был исключен, а длительное пребывание на замкнутой территории способствовало развитию угнетенного состояния, депрессии.
Чтобы избежать симптомов, которые тормозят прогресс лечения, больным предлагались различные игры, их учили рисовать. Играть на музыкальных инструментах, лепить. Вскоре врачи заметили, что те пациенты, которым арт-терапия нравится и которые занимаются ею с удовольствием, скорее идут на поправку, чем те, кто предпочитает лежать в кровати и смотреть в потолок.
Следующий виток развития арт-терапия получила в послевоенные годы, когда на мирную землю пребывали дети из концентрационных лагерей. Для возвращения их в нормальной жизни и восстановления психики наряду с лечением медикаментами, соблюдением диеты, показанной при состоянии, использовались рисунок, музыка и другие виды, не подразумевающие двигательной активности. Врачи-психиатры сделали вывод, что посредством арт-терапии дети, создание и восприятие окружающей действительности у которых было изменено, «выплескивали» отрицательные эмоции и оставляли их на бумаге, при этом стирая в памяти.
В современное время арт-терапия активно применяется в реабилитации людей, прошедший курс лечения от алкоголизма или наркомании. Цели и задачи простые – путем рисования, танцев, занятий с разноцветным песком и других видов активности у человека пробуждается интерес к жизни, он самовыражается. Учитывая то, что по рекомендациям Всемирной организации арт-терапии она у таких групп пациентов проводится как в индивидуальном порядке, так и в группах, у людей возникают новые, желательные социальные связи. Отсутствие общества для контакта является одни из причин «срывов» у бывших алкоголиков и наркоманов. Чтобы удержать человека после лечения от повторного погружения в пагубную привычку, необходимо воздать ему новое окружение и отсечь тех, кто провоцирует возврат к несознательному существованию. Специалисты считают, что при групповой арт-терапии у человека хорошо формируются новые социальные связи.
Методы применяются как в целях развития у групп здоровых детей (достаточно вспомнить уроки рисования в детском саду или в школе), так и для самовыражения малышей с психическими отклонениями или с отставанием в развитии.
Виды арт-терапии
Изначально название сформировалось от английского «art» — рисунок, рисовать. Однако, было замечено, что любой вид творческой деятельности является полезным как с точки зрения выздоровления, так и для социальной адаптации. По исследованиям, проведенным в психиатрических клиниках, было установлено, что пациенты, в расписании дня которых есть занятия по вольному рисунку, гораздом меньше подвержены стрессам, чем те, которые лишены способа выброса отрицательной энергии.
Во видам арт-терапии ее разделяют на:
- музыкальную,
- художественную,
- игровую,
- танцевальную,
- песочную,
- глинотерапию,
- шитье и изготовление кукол и другое.
По способу организации она может быть индивидуальной и групповой. Эффективным считается соединение методик, особенно после окончания начального этапа, когда человек еще учится взаимодействовать с предметами арт-терапии.
Психиатры посредством арт-терапии могут получить материал для исследования. Психологи и воспитатели легче устанавливают контакт с психологическими сложными пациентами. Для самого человека занятие арт-терапией помогает улучшить самоконтроль, сконцентрироваться на ощущения, установить внутри себя приоритеты и создать определенную систему мотивации.
Вывод: методы арт-терапии являются действенными, однако, применяться должны в соответствии с четкими психиатрическими протоколами. Важно не только дать возможность человеку выразить свой внутренний мир посредством искусства, но и понять, что именно у него «на душе». Исходя из анализа результатов, творчество может быть рекомендовано как дополнительная терапия.